О Храме

Храм возведен в византийской традиции. По объемно-планировочному решению в проекте совмещены характеристики двух типов храма: базиликального и крестово-купольного. Базилика трехнефная (высокий центральный неф и два боковых пониженных). Поднявшись на колокольню можно перейти в тело барабана большого купола по остекленному порталу. В свою очередь в большом куполе находится круглая открытая галерея, с которой открывается волшебный вид на всё помещение церкви сверху. 

Священнослужители Храма "Всех Святых"

История Храма

1. Кладбищенская церковь

В 1860 году городское кладбище было перенесено от Покровской церкви на самую окраину города в район современного предприятия ОАО «Волгакабель» у нынешнего железнодорожного вокзала. Организация нового кладбища потребовала строительства кладбищенской церкви. В 1864 году на строительство нового храма деньги пожертвовал самарский купец первой гильдии Емельян Николаевич Шихобалов. Михей Шихобалов пожертвовал на строительство стройматериалы – кирпич, бутовый камень, брусья. 

В начале 1865 года 
проект был утвержден в Санкт-Петербурге и в том же году выстроена церковь на Алексеевской (Красноармейской) улице, освященная как церковь Всея Святых. Говорят, что в основу проекта этой церкви был положен один из проектов самого К. А. Тона. 
П. В. Алабин писал: «На новом самарском кладбище сооружена небольшая, но очень изящная, одноглавая, каменная, овальной формы церковь с колокольней». 

Причт церкви до 1867 года состоял из священника и дьячка и был приписан к Спасо-Вознесенскому собору, позже церковь стала самостоятельной, где служили священник и два причетника, но предназначение храма оставалось до 1931 года одним и тем же – «для посетителей городского кладбища». Церковь и причт, по сведениям П. В. Алабина, содержались за счет добровольных подаяний, продажи свеч, кошелькового и могильного сборов.

В 1878 году у церкви на средства жертвователя и церковного старосты Ф. Г. Первовского за 3 000 рублей были построены здание конторы кладбища и помещение для прихожан. 

Церковь имела необычную для Самары центричную планировку «под колокол».

Н. В. Мельникова отмечала: «На массивном восьмерике возвышался восьмериковый объем барабана с шатром и главой, которую поддерживали два пилона. Храм был двусветным». В таком виде церковь простояла до 1881 года, когда под руководством губернского архитектора Федорова началась её реконструкция и капитальная перестройка «из-за малой ея вместимости». 



Храм Всех Святых до 1881 года. Реставрация фото: Белоглазов Г. А.

К церкви пристроили два придела с двумя шатровыми колокольнями на деньги А. Н. Шихобалова (12 000 рублей) и Ф. Г. Первовского (1 500 рублей). На центральной колокольне был установлен новый колокол в память Михея Шихобалова весом 517 пудов. 19 октября 1886 года первый правый придел освятили во имя Воздвижения Креста Господня и установили в нем сосновый трехъярусный иконостас в 72 иконы. В приделе находилась Табынская икона Божьей Матери, принадлежавшая кисти крестьянина Григория Журавлева, работавшего крючником у амбаров на реке Самарке.

Спустя восемь лет в 1894 году освятили и левый придел во имя пророков Божьих Илии и Михея и второго Славного Пришествия Иисуса Христа.

 

Храм Всех Святых после 1881 года с приделами

Еще в 1887 году П. В. Алабин писал: «Храм всея Святых содержится с надлежащим благолепием…».
В 1903 году по проекту Ф. П. Засухина была проведена реконструкция и были созданы уникальные фрески мастера И. В. Белоусова. Большинство икон были выполнены самарским иконописцем Месяцевым, из которых особенно выделяли икону Распятия Господа Иисуса Христа. Средства на обновление храма пожертвовали А. Н. Шихобалов и его зятья С. Г. Дьяков и В. М. Сурошников.

В 1931 году на заседании ячейки самарского общества воинствующих безбожников храму вынесли приговор. В том же году церковь была взорвана.

 

2. Храм в железнодорожных вагонах

В начале 2000 года по инициативе главы Администрации Железнодорожного района Дмитрия Петровича Фабина в память об утраченной церкви было задумано строительство нового кладбищенского храма Всех Святых в районе современного городского кладбища между улицами Тухачевского и Лунной у трамвайного кольца. Вскоре храм был признан не только как кладбищенский, но и как приходской храм Железнодорожного района города Самары. 

В мае 2000 года Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий благословил организаторов создания нового храма на сбор пожертвований. Главным организатором строительства был назначен будущий настоятель храма отец Евгений (Е. А. Жувагин). 

 

В начале 2001 года был создан попечительский совет нового храма, который возглавил известный всем нам журналист Владислав Князев. В. В. Князев уже имел к тому времени опыт работы в попечительских советах. Именно он руководил восстановлением часовни Алексия Чудотворца – небесного покровителя Самары у Речного вокзала.

В попечительский совет вошли директора частных и муниципальных предприятий. Всего – 24 человека. В финансировании будущего строительства большую помощь оказал тогдашний заместитель председателя городской Думы Николай Скобеев. Средства на постройку храма поступали также от организации паломничеств на известный святой источник в село Ташла.

 

В 2001 году церковь в железнодорожных вагонах была сожжена со всеми собранными иконами. Версия поджога была доподлинно подтверждена экспертами из-за огромного содержания эфира в окружающей среде, который способствовал распространению огня, но уголовное дело так и не возбудили, сославшись на «недостаточность улик».

 

3. Новый приходской храм

 

Несмотря на трудности при строительстве храма, в 2003 году была закончена закладка фундамента церкви Всех Святых. Возведение всей конструкции храма было завершено только к 2007 году. 14 октября 2007 года в праздник Покрова Богородицы были установлены 9-тонный купол, 3-тонный купол на колокольне и позолоченные кресты. Во время установки куполов собралась большая толпа верующих. Несмотря на запреты монтажников приближаться менее чем на 30 метров к крестам, люди вплотную обступили эти кресты и целовали их…

Храм, колокола и кресты освятил Архиепископ Самарский и Сызранский владыка Сергий. 

 

Нижний храм в подвальном помещении начал свою работу в 2008 году. Ныне работает и верхний храм. Продолжается внешняя отделка церкви.

 

В нижнем храме сегодня расположена самая большая в городе церковная лавка (литература, иконы, утварь, крестики, медальоны и прочее).

 

При храме планируется открытие православных детского сада и колледжа. С 3 октября 2010 года в храме работает православная воскресная школа для детей с 6-ти лет. Продолжается и сбор пожертвований на алтарь, иконостасы, престол.

 

Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий отмечал, что храм не только кладбищенский, но и главный приходской храм Железнодорожного района, и «сюда, по обычаю, должны приходить люди, кто не имеет храма, посвященного их Ангелам и именам, данным им при святом их крещении…».

 

  

Источник: http://kraeham.livejournal.com/